Данный документ подготовлен SPDstudio совместно с компанией LT-Games.
Детализация предложений для включения в дорожную карту развития игровой индустрии до 2030 года пункта о продвижении игр от отечественных разработчиков.
Прозрачная и честная реклама, для исключения посредников.
1. Дополнительно к реестру игр отечественных разработчиков, необходимо создать сеть ресурсов (СМИ, блоггеры, каналы, передачи), делающих бесплатные обзоры игр отечественных разработчиков на различных платформах. В качестве примера проект Game Run от Дзен.
Это важно, так как по статистике в исследовании GameDiscover сказано, что свыше 50% игр, добавленных в библиотеку сервиса цифровой дистрибуции Steam, заработали менее $1000. А 67 % — менее $5000. Лишь 17,2 % проектов принесли своим создателям от $5000 до $50 000. 6,9 % можно назвать по-настоящему успешными, они заработали от $50 000 до $200 000. Что говорит, что игры, которые выпускаются Игровыми студиями не получали должного освещения в СМИ, отсутствовала какая-либо реклама проекта.
Потребители никогда не купят продукт, о котором ничего не знают. Потребитель никогда не оценит продукт по критериям “Хорошая” или “Плохая” игра потому что не знает об этом продукте. Количество отзывов также критичны для оценки и аналитики проекта в рамках определения успешности. Только менее 5% выпускаемых игр имеют количество отзывов более 1000 с момента релиза в первую неделю — месяц, что определяет финансовый успех или провал проекта.
Это критично также для выполнения количественных показателей эффективности (КПЭ) по контракту в рамках Конкурса. Данная мера поможет разработчикам сосредоточиться на разработке игр, обращаться к проверенным ресурсам, которые готовы делать обзоры и статьи на игры из России и не тратить свое время на поиск нужных площадок. На текущий момент у большинства разработчиков нет понимания, к кому обращаться, где заказывать стримы. А также не все ресурсы готовые делать обзоры/стримы бесплатно.
2. Реестр сетей ресурсов (СМИ, блоггеры, каналы, передачи) с платным продвижением игр. В реестр необходимо включать только те, ресурсы, которые обеспечивают за взятую оплату целевые показатели:
- количество виш-листов игры в магазинах приложений,
- количество подписавшихся в группы в соц. сетях пользователей.
- другие целевые показатели.
Любая НЕ таргетная реклама имеет низкую эффективность, что приводит к нерациональному и нецелевому расходованию денежных средств.
При не достижении подобных показателей, стоимость продвижения должна пересчитываться и накладываться штрафные санкции, либо ресурс должен быть исключен из реестра. Ресурсы, занимающиеся продвижением за деньги должны предоставлять прозрачную информацию, удовлетворяющую требованиям заказчика. На текущий момент, большинство ресурсов, собирающих деньги за продвижение игр не дают никаких гарантий. При таких условиях с продвижением, абсолютно не понятно, каким образом разработчик может гарантировать инвесторам получение прибыли при инвестировании средств в его проект.
В качестве помощи, государство могло бы выдавать субсидии, возвращать часть налогов или выдавать гранты ресурсам (СМИ, блогеры, каналы, передачи), включенным в эти реестры.
В настоящее время крупные игровые СМИ и блогеры не заинтересованы в продвижении Российских игровых разработчиков, а также их игр. Ведут агрессивную либеральную повестку, порочащую честь и достоинство, отказывают в какой-либо рекламе или запрашивают стоимость, которая не соответствует ценам в России.
Прозрачная деятельность издателей.
1. Реестр отечественных издателей игр. В реестре для каждого издателя необходимо указать жанры проектов, с которыми он работает. Масштабы проектов (Инди, В, А, АА, ААА). Лучше чтобы разбивка была по стоимости создания проекта в миллионах рублей. Расчет производить по формуле:
Сумма создания проекта = количество месяцев разработки * количество людей занятых на проекте * средняя заработная плата в индустрии.
Например: 24 Х 10 Х 100 000 = 24 000 000 рублей до уплаты налогов.
Подобная градация позволит понимать уровень инвестиций, необходимых для вложения в игры. Если издатель работает с проектами до 10 000 000 рублей, в этом случае разработчик, имеющий больший бюджет не станет к нему обращаться и тратить свое время и время издателя.
Также в реестре необходимо указать площадки, на которых происходит публикация игр издателем. Игровой движок, с которым он работает. Понятные финансовые условия (процент с прибыли или выручки). Занимается ли издатель портированием, игры или только публикует ее в своем аккаунте.
2. Реестр зарубежных издателей, аккредитованных для работы с отечественными разработчиками игр. Под аккредитацией понимается, соответствие издателя требованиям законодательства РФ, неприемлемость применения Санкций в отношении РФ и т.д. Также которые обеспечат бесперебойный выход Российских игр в другие страны, а также выплаты с иностранных площадок например STEAM, EGS и других, в том числе продолжить переговоры с Китаем для выхода успешных Российских игр на игровой рынок с привлечением Китайских издателей, получить гарантированную квоту получения лицензии на 5-10 проектов с учетом выполнения всех законодательных требований Китая. Это увеличит долю прибыли и позволит развиваться Российским игровым студиям, повышая качество игр, расширяя штат сотрудников и принося еще больше уплаты налогов в бюджет РФ от годовых оборотов студии.
3. Создание реестра отечественных издателей игр требует также разработки Российского института об Игровой индустрии, где будут четко сформулированы и введены новые критерии оценки качества Игр, в том числе создания Российской Метакритики. Это позволит регулировать качество выпускаемых игр и будет являться одним из важных показателей для Разработчиков игр, поможет в определении возрастной категории игры и перечня допустимого контента для каждого возрастного ценза, а также определить внутрироссийскую категорий игр (Инди, В, А, АА, ААА) ввиду региональных цен в России и зарплатной сетки специалистов игровой индустрии и ИТ в России, сопоставляя их с международными категориями. Создание современного научного подхода к разработке игр и выведение новых методов и паттернов (в данный момент только США и Япония лидируют в этом). Изготовление учебных пособий и методик по созданию упрощенной проектной документации (составление Бюджета, Аналитики игр референсов, Аналитики игрового рынка, построение Финансовой модели проекта, Питч документа и создания для проекта One-Pager, Game Overview) которые могут использоваться Университетами России по направлениям специалитетов в Игровую индустрию. Данная документация позволит Отечественному издателю обеспечить поддержку новым командам разработчиков в виде профессиональной и экспертной оценки нового проекта (где и какие недочеты сделаны, что из документов отсутствует у проекта, на что обратить внимание). Это поможет более целенаправленно запросить экспертную поддержку и помощь в западающих направлениях (Геймдизайн, Нарратив и так далее), определить изначальную экономическую целесообразность проекта и потенциальный успех, рентабельность, потенциальную выручку и дивиденды для будущих Инвесторов и Издательств.
4. В данный момент ни один Игровой издатель не заинтересован в работе с начинающими разработчиками игр и игровыми студиями. Такой вывод следует из полностью нулевой реакции на проведенный опрос и запрос обратной связи от коллег из Hardcore GameDev, которые для остальных Инди пабликов собрали данные среди 76 инди разработчиков:
Итоги опроса: Какой издатель вам нужен?
Данные об издателях от GameDev по-русски на данный момент является устаревшим и неактуальным, и по данным коллег никто из списка не готов к диалогу ввиду якобы экономического кризиса и повального увольнения сотрудников на Западе и Азии, а также из-за Санкций или молчаливого выполнения Санкций США и ЕС. Потому актуальный реестр Издателей крайне важен.
5. Реестр отечественных издателей игр должны входить только Издатели беспрекословно выполняющие следующие обязательства:
- запрет на любую либеральную повестку и следование требованиям Запада и Азии о пропаганде ЛГБТ, а также поддержание санкций и ведение противозаконной деструктивной деятельности против России;
- обеспечение бесперебойной работы с молодыми разработчиками и игровыми студиями в рамках дачи обратной связи по проектам;
- выявления потенциальных “хороших” игр с большими шансами на успех и заключением новых контрактов;
- участие и помощь в просветительской деятельности Университетов;
- участие в социальных значимых мероприятий Игровой индустрии (к примеру выставка оффлайн Фестиваль Игропрома в Октябре 2023) или организация самостоятельно своих выставок и проведение фестивалей.
Возможно, стоит рассмотреть дополнительное частичное субсидирование подобных мероприятий государством и налоговыми преференциями, грантами на проведение полезных социальных мероприятий, а также упрощенное рассмотрение таких проектов на ПФКИ для получения гранта ввиду того, что данная организация входит в реестр отечественных издателей игр.
В настоящее время практически все Игровые издатели не заинтересованы в продвижении Российских игр, почти полностью отстранились от участия в игровых проектах из России, продолжат сокращение собственного штата сотрудников и процесс релокации и переноса бизнеса из России, либо его продажи. Большинство оставшихся компаний в рамках своей политики, занимаются оперированием существующих проектов, не заинтересованы как в создании новых, так заниматься издательской деятельностью в принципе. Это является деструктивным подходом, который наносит непоправимый экономический ущерб России.
6. Для внесения компании в Реестр отечественных издателей игр требуется полная проверка компании на уплату всех налогов, исполнение ТК РФ и отсутствие каких-либо задолженностей по заработной плате, деятельности компании и любое официальное заявление, ранее выпущенное публично на любой площадке в интернет сети и СМИ, на поддержание Санкций или ведение деструктивной деятельности. Например, пропаганда ЛГБТ, продвижение либеральной повестки, очернение СВО, России, Российской армии и спецслужб. В случае выявленного нарушения исключить возможность попадания в реестр до устранения выявленных нарушений и исполнения требований. Если компания ранее поддерживала Санкции или ведение деструктивной деятельности (пропаганда ЛГБТ, продвижение либеральной повестки, очернение СВО, России, Российской армии и спецслужб) то она должна быть внесена в черные списки и исключена из участия в конкурсах и госзаказах. Возможно, потребуется передать дело в Минюст России для определения компании как Иностранного Агента по решению Суда.
В качестве дополнительной помощи, государство могло бы выдавать субсидии, возвращать часть налогов или выдавать гранты Издателям, включенным в эти реестры.
Получение статуса ИТ/Игровой компании.
Этот пункт не относится к продвижению, но мы думаем, что он тоже важный.
В настоящее время получить статус ИТ компании, могут предприятия с количеством работников от 7 семи и более. Небольшие студии, работающие в рамках ООО, чаще всего делают игры меньшим составом. Иногда это ИП или команда единомышленников без юридического лица, мечтающих выпустить свою игру, построив за счет ее финансового результата свою студию. Команды заказывают какие-то услуги на аутсорсинге. Это дает дополнительный стимул для развития команд, создающих контент (графика, анимации, озвучка, локализация и т.д.).
Небольшие студии вынуждены, работать в условиях жесточайшей экономии ввиду малого стартового капитала, или его полного отсутствия. В качестве соинвесторов выступает сама команда разработчиков. Что делает команду в равной доле владельцами Интеллектуальной собственности, а не владельцами Игровой студии (организации).
Руководитель Смуты, в интервью говорил, что они работают в условиях жесточайшей экономии ресурсов. Хотя денег им выделено, по меркам многих разработчиков, прилично. Ввиду того, что у компании Сибериа Нова есть стартовый капитал и соинвесторы, компания обеспечивает на протяжении длительного времени оплату труда сотрудникам до релиза игры и получения финансирования от АНО ИРИ (из публичных источников известно, что по гранту не предусмотрено авансовой оплаты по актам сверки и промежуточной отчетности). Возможно, собственных средств оказалось недостаточно, что заставило компанию пойти на ранее объявление предзаказов игры для поддержания разработки проекта. Однако такой шаг подрывает доверие потребителей из-за отсутствия доступной для скачивания Демо-версии игры, ввиду иной точки зрения на качество конечного продукта, который собираются купить. Негативные выводы коллег и других разработчиках основываются на проведенной секвестризации бюджета проекта. Часть разработчиков считает, что денег выделено достаточно и предполагают их нецелевые расходы. Что вызывает негатив в сторону компании и проекта со стороны граждан, СМИ, блогеров и других разработчиков, которые имеют свои методы построения бюджета и проектной документации. Хотя, фактически, Сибериа Нова работает в условиях жесточайшей экономии и нуждается в дополнительной поддержке.
Небольшие команды разработчиков находятся еще в еще худшем положении и требуют большей поддержки от государства.
Отличным решением было бы при наличии ОКВЭД помеченным, как «разработка игр», студиям в штатном расписании которых менее семи человек, с уровнем заработной платы ниже рыночной по региону, иметь возможность получить статус ИТ/игровая компания, позволяющий использовать льготы при налогообложении.
Нет сомнений, что найдутся желающие получить льготы, зарегистрировав только ОКВЭД. Поэтому для подтверждения статуса перед налоговой необходимо иметь в наличие прототип, Демо-версию, дневник разработки на сайте компании, либо на странице в социальных сетях, чтобы сотрудникам налоговых органов можно было точно оценить оправданность получения юридическим лицом статуса ИТ/игровой компании.
В настоящее время статус «ИТ компания» позволяет экономить только крупным компаниям, занимающимся не только разработкой ПО, но и предоставляющих другие услуги. Например, администрирование сетей, обслуживание рабочих мест, или сопровождение программ. По этой причине банки, нефтяные, металлургические компании и т.д., выводят свои ИТ подразделения в отдельные юридические лица. Маленькие предприятия все также остаются с высокими ставками налогообложения. И данная ситуация никак положительно не влияет на Игровую индустрию России, это означает что «ИТ компания» не равно “Игровая компания”.
Создание Российского Института об Игровой индустрии.
Из ранее приведенных предложений в графах “Прозрачная и честная реклама, для исключения посредников” и “Прозрачная деятельность издателей” формируется необходимость создания собственного Института об Игровой индустрии, ввиду кардинального отличия Международного рынка игровой индустрии и Российского рынка, а также в кардинальной разнице цен, которая составляет 2,25 раза.
К примеру, средняя медиана стоимости инди игры в жанре 2D Top-Down Shooter с элементами Survival и RPG в Pixel Art графике составляет 6 долларов США/Евро. В это же время региональная цена игры по России STEAM выводит всего 240 рублей (6 * 90 руб. по ЦБ РФ = 540 рублей, разница 2,25 раза).
Из этого следует вывод, что некорректно сравнивать Международный рынок и Российский рынок игровой индустрии в рамках определения категории игры по бюджету.
Бюджет проектов по международным стандартам в 3-10 раз дороже. Сейчас стоимость зарплатной сетки увеличилось в 2-4 раза, что повысило стоимость разработки игры категории “В” с 3 миллионов долларов США до 6-8 миллионов долларов США. (если перевести грант Смуты в валюту, то проект не соответствует заявленной категории ААА, а является проектом категории В по международным стандартам квалификации игр). Именно поэтому так же требуется разработка Российского Института об Игровой индустрии, которая будет отображать экономическую реальность непосредственно в России.
Необходимо полностью изменить точку зрения людей на Российскую игровую индустрию, а для этого требуется разработка новых методик построения бюджета и сопутствующей проектной документации, аналитики рынков, определение объема Российского рынка. А также новые методы образования и обучения новых специалистов, обобщение и просветительская деятельность среди граждан и разработчиков игр с целью отвязать от понятий и парадигм Международного рынка и Института игровой индустрии, созданных США и Японией.
Новый институт позволит прояснить и добиться понимания граждан России, изменить отношение к собственным Разработчикам игр, ориентировать их поддержку приоритетно на Отечественного разработчика и Игры. Это приведет к росту ВВП от данной сферы экономики и позволит форсировать развитие Российской игровой индустрии, новым рабочим местам и налоговым поступлениям в Бюджет России.
Новый институт позволит, выведя новые методики и критерии, создать Отечественную Метакритику, как полный аналог международной Метакритки, ориентированной на внутренний рынок России, став неким регулятором с четко сформулированными и введенными новыми критериями оценок качества Игр
Новая Российская Метакритика будет являться одним из важных показателей для Разработчиков игр, которая также сможет помочь в определении внутрироссийской категорий игры (Инди, В, А, АА, ААА), возрастной категории игры. Строго вывести перечень допустимого контента для каждого возрастного ценза и сопоставления их с международными категориями. Это поможет Новому Российскому Институту об Игровой индустрии создать свой современный российский научный подход к разработке игр и выведение новых методов и паттернов (в данный момент только США и Япония лидируют в этом). Создать учебные пособия и методики по созданию упрощенной проектной документации (составление Бюджета, Аналитики игр референсов, Аналитики игрового рынка, построения Финансовой модели проекта, Питч документа и создания для проекта One-Pager, Game Overview) которые могут использоваться Университетами России по направлениям специалитетов в Игровую индустрию.
Созданная документация, позволит Отечественному издателю обеспечить поддержку новых команд разработчиков в виде профессиональной и экспертной оценки нового проекта (где и какие недочеты сделаны, что из документов отсутствует у проекта, на что обратить внимание). Поможет более целенаправленно запросить экспертную поддержку и помощь в западающих направлениях (Геймдизайн, Нарратив и так далее), определить изначальную экономическую целесообразность проекта и потенциальный успех, рентабельность, потенциальную выручку и дивиденды для будущих Инвесторов и Издательств.
В целом, структурировать подход к разработке игр. Это позволит создать единый стандарт документации для Инвесторов, Издателей, Организаторов конкурсов и грантов, нивелирует недопонимание людей и негативное отношение к Отечественному.
По опросам наших коллег и видных деятелей Игровой индустрии, к сожалению, этим остается нерешенным, что является серьезным упущением. Это не позволяет Государству установить контакт и разработать госзаказы на создание Игр для продвижения ценностей и культуры России, выставления Русского человека в лучшем свете, иметь контропропагантические и антипропагантические инструменты против пропаганды Западных и Азиатских стран (Особенно США, ЕС, Японии и Южной Кореи).
Мы проводили опрос среди коллег разработчиков, чтобы узнать, есть кто-то работающий в данном направлении. На текущий момент известно, что небольшая игровая студия LT-Games разрабатывает собственную методику по составлению проектной документации. Их цель — обеспечить разработчиков доступным инструментарием по верному определению целесообразности разработки проектов и упрощенной аналитики рынка для корректировки или полной секвесторизации Бюджета проекта, приведения его к актуальным текущим реалиям на сегодняшний момент.
Игровая студия LT-Games уже давала ревью на проектную документацию студии Will&Reason (Воля и Разум) с целью создания эффективной обратной связи и помощи в питчинге проекта. У коллег, возможно, запросить их наработки для экспертной оценки и помочь в формировании качественной документации, которую можно будет использовать в новых учебных пособиях для Университетов. Стандартизировать для использования всеми участниками Игровой индустрии, снизив временные издержки на рассмотрение проектов Инвесторами, Издателями, Фондами, и использовать для других научной и просветительной деятельности в России.